Четверг, 28.03.2024, 20:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2014 » Январь » 16 » ЕСЛИ НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ ГОРИТ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ», ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО?
11:34
ЕСЛИ НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ ГОРИТ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ», ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО?

ЕСЛИ НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ ГОРИТ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ», ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО?

 

   Вот и отгрохотали праздничные салюты в честь великого для всех нас праздника- дня Победы.  9 мая, день Победы, день памяти и скорби…. Мне кажется, это тот самый, единственный, праздник,  по настоящему объединяющий  нас всех  вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального положения или уровня достатка. В той или иной степени трагедия Великой Отечественной войны затронула каждую семью и  память о потерях, испытаниях и лишениях военного лихолетья бережно хранится не только в архивах, но и в наших сердцах.

     С каждым годом ветеранов войны становится всё меньше. Что поделать, годы берут своё. Сейчас эстафету Памяти приняли уже внуки и правнуки. Отдельными энтузиастами буквально по крупицам восстанавливаются боевые летописи дивизий, полков,  порой даже  отдельных подразделений. Благодаря этим бескорыстным исследователям мы можем приоткрыть ранее неизвестные страницы войны. Но при всём  этом следует заметить, что  вместе с позитивными достижениями существует и так сказать «обратная сторона», когда незаметно, исподволь, порою умело маскируясь под «достоверные архивные» источники, в социальные сети, в публикации СМИ, в телепередачи вбрасываются сведения, имеющие двоякое восприятие, ставящие под сомнение то или иное событие военной поры. Как пример можно привести  Зою Космодемьянскую и оживленную полемику вокруг подвига, совершенного ею в 1941 году. Безусловно, наша правда восторжествовала, да только вот нехороший осадочек  остался. И таких с позволения сказать «примеров» при желании можно привести множество. Более того, как грибы после дождя стали появляться «новые историки», целенаправленно высказывающие  мысли, ставящие под сомнение не только сам факт агрессии гитлеровской Германии и ее союзников против Советского Союза и европейских государств, но при всём этом откровенно порочащие командование Красной Армии, отрицающие факты массового героизма и самопожертвования бойцов и командиров. А как можно относиться вот к таким, например, высказываниям некоторых субъектов - «дедам надо было проиграть войну, сейчас бы жили в своё удовольствие». Что уж говорить  о «содержательной части» многочисленных учебников истории, если  в обществе давно ведется бескомпромиссная и ожесточенная дискуссия на эту тему. Абсолютно непонятно и неприемлемо, когда история Отечества преподносится тенденциозно, с негативных позиций,  когда  просматривается явное преклонение перед «западной цивилизацией».

    Если вспомнить наше не такое уж далекое прошлое, можно отметить, что в Советском Союзе вопросам внедрения и продвижения  советской идеологии и  патриотического воспитания уделялось самое серьезное внимание.  Для многих памятно, когда в конце 60-х годов повсеместно стали сооружать памятники, обелиски и мемориалы землякам, не вернувшимся с войны. Вот и сейчас, куда бы не занесла тебя судьба, будь то   небольшой городок, рабочий поселок, село или деревня, непременно отыщется такой памятник.  Он может быть несколько простоватым и  незамысловатым, без всяких там архитектурно-дизайнерских изысков,  но эти памятники и обелиски по своей сути и есть наша народная Память о всех тех, кто погиб защищая нашу Родину. Читаешь фамилии высеченные на досках и видишь «списки» целых родов. И ведь, как правило, это не однофамильцы, а - родственники, пусть и дальние. Это ж сколько мужиков выкосила проклятая  война? А сколько солдаток осталось вдовыми, сколько родов прекратили свое земное существование? И не сосчитать…  В те далекие годы  на многих из таких мемориалах, подражая Могиле неизвестного солдата в Москве,  сооружали  Звезду, откуда пробивался неугасимый «Вечный огонь», символ скорби. Плохого в этом ничего не было, напротив, днем и ночью люди знали, что  помнят  их близких, что  к Памяти о погибших относятся бережно и с должным уважением. Да и голубое топливо- газ - в те годы  стоил сущие копейки, вот руководители предприятий, колхозов и сельсоветов, райкомов и исполкомов особенно не заморачивались при строительстве мемориалов и памятников. Надо, значит надо, что мы, хуже других? Тогда об экономической целесообразности газофикации мемориалов как-то и не задумывались. В те же годы повсеместно открывались заводские, фабричные, школьные музеи боевой и трудовой славы. В каждой воинской части была своя Ленинская комната, музей боевого пути  части, а многие герои войны были навечно зачислены в списки подразделений. И каждый день во время вечерней поверке торжественно звучало: - Герой Советского Союза имярек пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины….

     Прошли годы, наше общество кардинально изменились. А вместе с ним претерпели изменения и идеология, и экономика.  Прошла волна приватизации, вместе с которой незаметно стали исчезать школьные, заводские и фабричные музеи. И ведь что обиднее всего, что до сих пор бередит душу незаживающей раной, так это безответный вопрос - Куда подевались уникальные экспонаты этих музеев? Фронтовики передавали на хранение самое дорогое, что у них было, что сумели сохранить в войну - письма, фотографии, книги, предметы быта и отдельные вещи, а главное- свои воспоминания, Память… Сейчас из былого богатства этих музеев фактически ничего нет и отыскать следы уже не представляется возможным…  Вот так, вычеркнуты с баланса и забыты…

     А тут новая напасть. Современные экономические подходы требуют оптимизации и бережливости. Все стали считать копеечку. И  прокатилась  по стране очередная волна забвения То здесь, то там стали гаснуть наши негасимые «Вечные огни». Оказалось, что  как-то уж слишком накладно  это «удовольствие»  обходится местным бюджетам. Однако при всё этом для некоторых властьпридержащих и топ-менеджеров госкомпаний отчего-то выделяются  огромные суммы премиальных и так называемые «золотые парашюты», это когда в случае изменения места работы выплачивается «компенсация».  Как сообщают СМИ, размеры этих самых  «парашютов» порою превышают десятки миллионов рублей. Надо полагать, что  одного такого «парашюта» было бы предостаточно для того, чтобы в день Победы обеспечить ветеранов войны целой области достойными денежными премиями. Так ведь нет, благодарить за Победу на словах гораздо проще, чем отказаться от «парашюта» в пользу ветеранов…

     Вот и получается, что под трескотню калькуляторов, одним росчерком пера ответственного лица то ли  нечаянно, из-за своего  скудомыслия или по иному какому  умыслу, но  получилось так, что погасили «Вечные огни», тем самым предав Память. Смотришь, как на праздники специалисты тащат газовый баллон, чтобы временно зажечь «неугасимое пламя Памяти» и становится стыдно перед ветеранами… Гаснут «Вечные огни», а с ними вместе видать что-то погасло и в наших душах. Вот взять к примеру замечательную по своему смыслу и крайне неуважительную по исполнению такую известную акцию, как  «Георгиевская ленточка». Это же - символ Победы! Олицетворение солдатского подвига, мужества и отваги! Безусловно, организаторам акции даже в кошмарном бреду не могло придти в голову, что «Георгиевские ленточки» будут использоваться в качестве шнурков на ботинках или как «застежки» на куртках. Смотришь порой на пеструю тряпицу, что телепается на модной дамской сумочке или автомобильной антенне, и думаешь о том, что человеческая глупость не имеет границ. «Георгиевская ленточка» на бескозырке моряка - это символ Гвардии! Георгиевская ленточка- это   подвиг солдата, награжденного Георгиевским крестом или орденом Солдатской Славы!  А мы их - на сумочку повязываем…

  Во время Великой Отечественной войны  наша страна потеряла  27,5 миллионов сограждан! А сколько умерло от болезней, непосильного труда, от несчастных случаев на производстве? А сколько детишек так и не народилось из-за этой проклятой войны? Миллионы? Десятки миллионов? Кто готов сосчитать всё это? Война- это, прежде всего,  трагедия. Трагедия  каждой семьи, трагедия нашей Родины, трагедия всего человечества. Жаль, что с годами мы как-то подрастеряли чувство невосполнимой утраты, стали страдать «потерей памяти», равнодушием, мнимым сопереживанием.  То ли по недомыслию или  от всеобщего пофигизма, но в последние годы вокруг дня Победы  формируется  какая-то крайне упрощенная, порою даже примитивная атмосфера «вечного праздника».  Показ старых советских фильмов про войну, песни военных лет, плакаты советских времен, «солдатская каша» из полевой кухни…  Всё это из прошлого.  А что мы- нынешние- можем рассказать о войне своим внукам, правнукам и праправнукам тех самых солдат? Какой эта самая представляется нам?  Хорошо бы, если наше представление складывалось не только из военных боевиков, где мы всегда побеждаем… Победа досталась нам дорогою ценой и упрощать да  приглаживать в этом вопросе никак нельзя. В противном случае нам грозит «потеря» Памяти.

Одним из древних обычаев сохранившихся в народной памяти и дошедших до наших времен, является уважительное отношение к Памяти воинов, положивших свои жизни за Родину и соратников. Совсем не случайно, скорбя о многочисленных погибших на Куликовом поле сподвижниках-воинах,  преподобный Сергий Радонежский и великий князь Дмитрий Донской установили день поминовения – Дмитриевскую Родительскую субботу. Вот с той самой поры, с осени 1380 года и по настоящий день мы ежегодно поминаем всех своих предков, тех которых помним и которые остались для нас безымянными. Менялись социально-экономические формации и правители, Россия переживала смуты и войны, разорения и времена благоденствия, но, не смотря ни на что, Родительская суббота-день Поминовения, сохранился.  И для большинства из  нас не имеет значения, где похоронены наши пращуры-предки. Дома ли, на станичном погосте, или они остались безымянными в Брянских или Смоленских лесах, на Прохоровском поле или в болотах Беларуссии. А может они нашли свое успокоение на Балканах, Кавказе или в Крыму, в земле Франции или Польши, в Порт-Артуре или во Вьетнаме, в Афганистане или Анголе. Главное, что мы помним о них и молимся об успокоении их души.

    Безусловно,  понимание этого  приходит с годами, когда начинаешь задумываться о прожитом,  смотришь на  жизнь, исходя из личного опыта и  приобретенной мудрости. Как-то незаметно для самого себя вдруг отчетливо осознал, что оказывается  воинские мемориалы  делятся на «официальные» и «неофициальные». К первым, как правило, имеются удобные подъезды, их территория регулярно благоустраивается. Сюда приходят первые лица страны, области, города, поселка… А есть памятники, братские могилы к которым давно никто не приходит.  К ним нет удобной дороги, за их содержание порой никто не отвечает, а если их ремонтируют, так , как правило, только ко дню Победы.  Сколько этих братских могил разбросано по лесам и полям…  И если следы могилок  тех солдат, кто сражался и погиб в 1943 году и позже ещё как-то можно отыскать, обнаружить, о тех, кто сражался в окруженье в лесах Белоруссии, Брянщины или  Смоленщины, да  так и сгинул без вести пропавшими, найти шансов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Да, безусловно, поисковые отряды продолжают поиски солдат. Только вот установить личность солдата чаще всего невозможно.  Как мне кажется, именно сейчас, накануне трагической даты начала Великой Отечественной войны руководители страны, регионов, городов и поселков должны личным примером показать, что действительно – «Никто не забыт, и ничто не забыто». Этот пример чрезвычайно важен для каждого из нас. Этот пример позовет многих в путь, к тем могилкам, к тем последним рубежам обороны, где когда-то приняли свой последний бой наши деды и прадеды.  А потом и мы сами привезем сюда своих внуков, тем самым передав им эстафету Памяти, как некогда сами получили её от ветеранов. Я до сих пор помню, как ребенком испугался «дядю» - танкиста, горевшего в танке, вместо лица у которого была страшная маска-гримаса.  Сколько их было тех самых горемычных калек, обгоревших летчиков и танкистов, безруких - безногих, слепых, контуженных по городам и весям? Потом, кажется в конце 60-х или начале 70-х, они как-то разом вдруг исчезли с улиц наших городов…  А как не вспомнить тех, на чью горькую долю выпали мучения плена? Вот и получается, что по всей России – матушке разбросаны братские могилы, да только родственников  там почти не бывает. У одних дела-заботы, у других нет денег приехать, а кто-то вообще и знать не желает, где сложил свою голову дед-прадед… Что же будет, когда уйдет последний ветеран? Именно по этому, сейчас, когда ещё живы участники войны и надобно ввести новый обычай или традицию – начать посещать не братские могилы, где лежат по-ротно, по - батальонно, полками и целыми дивизиями  десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч солдат. Мы бы погибли, если б они не умирали.

      Но на сегодня, как мне кажется, наибольшую опасность для всех нас представляют обыкновенный формализм, черствость и равнодушие. Как чиновников, так и нас с вами.  От того и больно, когда видишь, как по прихоти недалеких чиновников  «стирается» Память, гасятся «Вечные огни». А вместе с потухшими «Вечными огнями»  незаметно  для нас изменяется и само восприятие войны, прежде всего, как трагедии. Собственно говоря, если задуматься, война не закончилась, более того – она продолжается. Только сейчас она находится в своей «холодной фазе». Сейчас идет война за умы подрастающего поколения.  «Стирание памяти» - есть одно из самых действенных средств в этой войне. Подрастающему поколению агрессивно навязывают «цивилизованный» образ жизни, суть которого заключается в идеологии безудержного потребления и стремлении самовыражения любыми способами. Если тебе повезет, тебя заметят и растиражируют СМИ, сделают тебя  популярным -  это обеспечит  безбедное существование на долгие годы. Вот головы и заняты не мыслями о созидательной деятельности, а о том, как бы «прославиться», попасть «в струю». И здесь на помощь приходят современные интернет-технологии, когда  даже публично высказанная очевидная глупость, демонстрация жестокости и насилия, дикая выходка не поддающаяся объяснению всегда найдет «своих поклонников». Стремление вызвать к собственной персоне повышенный интерес со стороны потенциальных «френдов», получить как можно большее количество «лайков» и, таким образом, самоутвердиться в собственных глазах и среди интернет – аудитории, для многих становится настоящей идеей фикс. Наверное именно этим можно объяснить те жестокие сцены видеороликов, когда подростки избивают, унижают  и издеваются над ровесниками, когда «горе-герои» совершают небезопасные для жизни  экстремальные действия, когда совершаются убийства и глумления.  Отчасти, одним из таких «наглядных» примеров, в определенной степени подтверждающим мотивацию такого поведения, являются бесноватые танцы в Храме Христа Спасителя. Если это не акция самоутверждения, то для каких целей необходимо было производить видеозапись?  Разве явное надругательство и глумление  над народной святыней - храмом, сооруженным в память о героях Отечественной войны 1812 года, не есть попирание нашей Памяти? 

      Можно лишь сожалеть, что у факта глумления над  Памятью оказались многочисленные продолжатели.  Наверное, многие ещё помнят, как несколько лет тому назад  лихой джигит въехал на своем джипе в Александровский парк и чуть было не доехал до могилы Неизвестного солдата.  А позже имел место дичайший случай во Владивостоке, когда местные власти потушили «Вечный огонь» за несвоевременную оплату газа. Объяснить, чем руководствовались «взрослые дяди», наверное, успешные топ-менеджеры, невозможно. Но их наплевательское отношение к Памяти, безусловно, нашло своих подражателей. Например,  в городе Артеме Приморского края, где 15 января этого года четверо девочек-подростков забросали «Вечный огонь» снежками и, тем самым, потушили его.

    23 февраля в Астрахани сотрудники полиции задержали пятерых молодых людей, которые находясь в пьяном виде пытались затушить «Вечный огонь» на воинском мемориале. Комментируя этот возмутительный факт лидер парламентской партии В.В. Жириновский  высказал предложение «убрать» «Вечный огонь» из всех российских городов, чтобы не было позора.

     В начале марта факт глумления над святыней - «Вечным огнем» на воинском мемориале имел место в городе Краснотурьинске Свердловской области. Там восемь человек  устроили на мемориале танцевальную площадку, пытаясь подражать популярному танцу  Harlem Shake. «Бесноватые танцоры» всё это безобразие запечатлели на свои мобильные телефоны, а затем выложили их в социальные сети Интернета. Разве это не стремление самовыразиться любым способом, даже таким диким, как танцы на мемориале?  Отчего псевдо-танцоры топчут венки, возложенные в день 23 февраля и всё это фиксируют на видеосъемку?

      В сентябре 2011 года какие-то недочеловеки, иначе их и не назвать, осквернили «Вечный огонь» в городе Северодвинске, сжигая над пламенем пластиковые бутылки. А в августе 2012 года у воинского мемориала в Элисте произошло обрушение стены.

   В феврале в интернете появились фотографии известного хакаского спортсмена из  Абакана, чемпиона России по кикбоксингу, где он запечатлен с закинутой на голову скульптуры воина ногой. Это произошло  на мемориале в Томске. Чемпион то ли имитирует удар, то ли хвастается своей растяжкой. Иного места, как памятник солдатам, он не отыскал.

    К сожалению, таких примеров можно привести изрядное количество. Удивляет другое, что  все эти акты вандализма совершаются на фоне мероприятий, посвященных 70-летию начала Великой Отечественной войны и битвы за Москву, Сталинградскому сражению и подготовке к 70-летию танкового сражения под Прохоровкой и битве на Курской дуге, освобождению от немецко-фашистских захватчиков наших городов, сел и деревень. Какими словами, какими аргументами можно объяснить  вандализм в отношении воинских мемориалов, я не знаю. Вот, один из последних примеров. 5 марта город воинской Славы Ржев отмечал 70-летие освобождения. И в это же время, несмотря на то, что весь город готовился к празднествам, когда повсеместно только и говорили об ожесточенных боях подо Ржевом, в интернете появился видеоролик, на котором группа подростков, оголившись до трусов, сначала устроили у Обелиска павшим солдатам подобие «тренировки» по паркуру, а позже уселись погреться над пламенем Вечного огня.

     Мой дед Григорий погиб  в октябре 1941 года, защищая подступы ко Ржеву. Бойцы и командиры 250 стрелковой дивизии стояли насмерть, прикрывая дорогу Духовщина-Ржев.  28 августа 1941 года командиру 922 стрелкового полка 250 стрелковой дивизии майору Дмитрию Игнатьевичу Кузнецову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время, когда Красная Армия повсеместно отступала, а фронтовые сводки сообщали об оставленных городах, быть награжденным званием Героя означает многое. По информации исследователей Ржевско-Сычевской операции «Марс» и сведениям поисковых отрядов, в период с 1941 года по 5 марта 1943 года в боях за Ржев погибло от 600 000 до 1,5 миллионов солдат Красной Армии. Это в разы превышает потери Красной Армии  в Сталинградской битве. Не важно, как объяснят подростки свой проступок. Виновны не они, а прежде всего мы, взрослые, наше равнодушие, формализм.

   Однако на этом история с глумлением не прекратилась. Буквально спустя несколько дней после этого, когда весь город только и делал, что обсуждал произошедшее,  уже 8 марта, дети вновь осквернили Вечный огонь на мемориале погибшим солдатам. Девочки лет 10-11 просто бегали по надгробной плите Неизвестному солдату, а мальчонка лет десяти держа на палке какую-то тряпку, пытался ее поджечь от Вечного огня. В это время их родители неподалеку распивали пиво. Комментарии, как говорят, излишне. Кто только не писал об  этом. Кажется, все центральные газеты и  телеканалы высказали своё возмущение произошедшим. И что же? Вот что сообщает «Комсомольская правда»: «В Ржеве, городе воинской славы, после празднования Дня Победы был вновь осквернен вечный огонь на мемориале памяти погибшим воинам. Неизвестные разбросали и сожгли цветы, которые к месту памяти приносили горожане. Более того, у ржевитян есть подозрения, что над вечным огнем некто жарил шашлык – среди обугленных цветов и бутылей из под пива, они нашли столовые приборы, косвенно свидетельствующих об этом…». Комментарии, как говорится, излишни.

   Вот и получается, что где-то чиновники по глупости или из-за жадности умышленно «затушили» Вечный огонь, вот только «из искры» по всей России «разгорелось» пламя вандализма и осквернения мемориалов. И не знаешь, кто в данной ситуации больше виноват, молодые и глупые недоросли, не желающие ничего знать об истории своей Отчизны или же умудренные опытом и наделенные властными полномочиями чиновники, умышленно гасящие Вечные огни. Ведь до чего же стыдно, когда в великий праздник - день Победы, на мемориалы в тихую подвозят газовый баллон, чтобы на несколько часов «зажечь» негасимый огонь. Вот такая короткая у нас  Память получается. И это при всём том, что мы российским газом снабжаем полмира, а наши чиновники-коррупционеры тащат из казны даже не миллионы, уже миллиарды рублей. Вот и не знаешь, кто опаснее, открытый враг или откровенный дурак, которому наплевать на будущее Родины. Да и есть ли она у него, Родина?

  Михаил Переславцев, председатель оргкомитета фотопроекта «22 июня- Скорбь, Память, История»., инициатор сайта, посвященного бойцам и командирам 922 стрелкового полка первого формирования 250 стрелковой дивизии.

 И на мой призыв- РОДСТВЕННИКИ, ОТЗОВИТЕСЬ, в ответ - тишина!

До очередной юбилейной даты, до очередного праздника...


 

 

 

Категория: Новости на главной | Просмотров: 1094 | Добавил: Kazancev | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0