Воспоминания [364] |
Стихи [18] |
Книги [18] |
Главная » Статьи » Воспоминания |
Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 С изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 3 ноября 2006 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г.
Уважительное отношение к памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
Раздел I. Общие положения Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества Увековечению подлежит память: -погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; -погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств; -умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей; -погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества. Статья 2. Увековечение памяти пропавших без вести при защите Отечества Увековечению подлежит память: пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей при отсутствии в отношении них достоверных и документально подтвержденных сведений компрометирующего характера. ***Пропавший без вести — юридический термин, определяющий положение человека, о местонахождении которого нет достоверной информации. Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества Основными формами увековечения памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества являются: -сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших и пропавших без вести; -сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших и пропавших без вести при защите Отечества; -проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы; -создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков; -публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, -создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок; -присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам; -занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования; -установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества. По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Раздел II. Захоронения погибших при защите Отечества Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления. Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств - Министерство иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств. Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления. Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования. Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Для увековечивания памяти о воинских частях, понесших в ходе военных действий при защите Отечества значительные безвозвратные потери, включая пропавших без вести, устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями. Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений В целях обеспечения сохранности воинских захоронений и мемориальных знаков в память о пропавших без вести, в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления. Сохранность воинских захоронений и мемориальных знаков в память о пропавших без вести обеспечивается органами местного самоуправления. Статья 7. Восстановление воинских захоронений Пришедшие в негодность мемориальные знаки в память о пропавших без вести и воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления. Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить. Раздел III. Поисковая работа Статья 8. Организация поисковой работы Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях. Увековечивание памяти о воинских частях, понесших в ходе военных действий при защите Отечества значительные безвозвратные потери, в том числе, включая пропавших без вести, устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.мемориальных знаков в память о пропавших без вести Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются. Раздел IV. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества Руководство работой по увековечению памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления. Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества: -руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию; -разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий; -организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств; -осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений; -организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы; -рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества и принимает меры по их реализации; -осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона. Министерство обороны Российской Федерации: -по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы; -участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации; -ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих; -координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств; -совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении; -участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества; -рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников. Органы военного управления: -принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; -оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений; -осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, -обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования; -участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет; -ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести; -оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти. Федеральная служба безопасности Российской Федерации: -ведет учет погибших из числа своих сотрудников; -принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести; - рассматривает обращения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти пропавших без вести при защите Отечества, в том числе, осуществляет учет на наличие документально подтвержденных сведений компрометирующего характера. -участвует в подготовке материалов для книг Памяти. Министерство внутренних дел Российской Федерации: -обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы; -в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы; -ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; -принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести; -определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства. Министерство иностранных дел Российской Федерации: -разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений; -через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств; -согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве; -регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств; -устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданами других государств. Служба внешней разведки Российской Федерации: -ведет учет погибших из числа своих сотрудников; -принимает участие в установлении судеб пропавших без вести; -участвует в подготовке материалов для книг Памяти. Федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации: -обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти; -обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести. Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства: -организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества; -принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений. Органы местного самоуправления: -осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших и пропавших без вести при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; -создают резерв площадей для новых воинских захоронений; В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Раздел V. Финансовое и материально-техническое обеспечение Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета. Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений. Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших и пропавших без вести при защите Отечества, охраняются государством. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Президент
Москва, Дом Советов России 14 января 1993 года N 4292-1
| |||
Просмотров: 733 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |