Воспоминания [364] |
Стихи [18] |
Книги [18] |
Главная » Статьи » Воспоминания |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК И РАЗВЕДОК И ОБ ОТКРЫТЫХ ЛИСТАХ (Утверждено Ученым Советом Института археологии РАН 23 февраля 2001 г.) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Научная регламентация всех археологических раскопок и разведок, производимых на территории Российской Федерации, возложена на Российскую академию наук (Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865. Статья 49). Эту деятельность осуществляет ее центральное археологическое учреждение – Институт археологии РАН. 1.2. Полевые археологические исследования (раскопки и разведки) могут производиться лишь в научных, охранных и учетных целях специализированными научными и научно-реставрационными учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями и государственными органами охраны памятников истории и культуры. 1.3. Руководство полевыми археологическими работами осуществляется исследователями, имеющими специальную подготовку, владеющими современными методами ведения раскопок и разведок и фиксации их итогов в форме научного отчета. 1.4. Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии у исследователя специального разрешения – Открытого листа на производство полевых археологических исследований, в пределах, установленных этим документом (Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры, статья 47). Открытый лист является единственным документом, дающим право ведения раскопок и разведок, и не может быть заменен каким-либо другим документом. 1.5. Открытые листы на право производства археологических раскопок и разведок на территории России выдаются Институтом археологии РАН. 1.6. Самовольные раскопки без Открытого листа рассматриваются как умышленное уничтожение или порча памятников археологии. Самовольные разведки (в том числе проведение археологических экспертиз при согласовании землеотводов) являются серьезным нарушением законодательства. Виновные в этом лица, а также руководители учреждений и организаций подлежат привлечению к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 243 и другие документы). 2. ОТКРЫТЫЕ ЛИСТЫ 2.1. В зависимости от характера полевых археологических исследований Открытые листы имеют четыре формы: Форма № 1 – на право производства раскопок памятников археологии и разведок их. Форма № 2 – на право производства разведок с частичным вскрытием небольших участков (до 20 кв. м) памятников с разведывательными целями. Форма № 3 – на право производства разведок без производства каких-либо земляных работ на памятниках. Форма № 4 – на право производства охранных раскопок памятников, разрушаемых при строительно-земляных работах или находящихся в аварийном состоянии. Открытые листы по формам №№ 1 и 4 выдаются на раскопки конкретных памятников археологии, Открытые листы на производство разведок – с указанием конкретных административных регионов. 2.2. Открытые листы выдаются по заявкам государственных учреждений, организующих и ведущих экспедиционные археологические изыскания, на имя исследователя, указанного в заявке. 2.3. Заявка на выдачу Открытого листа должна быть подана в Институт археологии РАН не позднее, чем за два месяца до начала полевых работ. Исключения допускаются только в случаях необходимости срочного исследования разрушаемых памятников. 2.4. В заявке на выдачу Открытого листа должна содержаться следующая информация: а) Фамилия, имя, отчество, служебное положение и ученая степень исследователя, на имя которого запрашивается Открытый лист. б) Форма запрашиваемого документа. в) Наименование памятников, на которых планируются раскопки, с указанием их местонахождения по современному административному делению и современного состояния. г) Названия регионов разведок с указанием административных районов и субъектов РФ. д) Обоснование ведения планируемых работ (решение конкретной научной темы; раскопки с охранными целями, составление археологической карты, учет и паспортизация памятников и др.). е) Объем планируемых раскопочных работ, связь их с производимыми ранее. ж) Предполагаемый характер разведок (сплошное обследование региона, поиски памятников определенной категории и др.). з) Предполагаемые сроки полевых изысканий. и) Источники финансирования и стоимость планируемых работ. к) Учреждение, куда будут сданы археологические коллекции. В заявке на выдачу Открытого листа формы № 4 должна быть дана характеристика состояния разрушающегося памятника и указаны причины, степень и интенсивность разрушения. 2.5. К заявке на археологическое исследование памятников архитектуры должно быть приложено письмо-согласование Государственного органа охраны памятников истории и культуры Субъекта РФ с информацией о том, что археологические работы на памятнике скоординированы с архитектурно-реставрационными. 2.6. Если Открытый лист испрашивается на имя лица, впервые приступающего к самостоятельным полевым изысканиям, то к заявке должна быть приложена рекомендация археолога-профессионала, под руководством которого соискатель в течение не менее двух экспедиционных сезонов прошел необходимую практическую подготовку и овладел методами современной полевой археологии. В рекомендации должны содержаться конкретные данные о полевой работе соискателя. 2.7. Заявка на выдачу Открытого листа рассматривается в двухмесячный срок. Открытый лист может быть выдан на исследования согласно заявке или на ограниченный объем полевых работ. Может быть и отказано в выдаче Открытого листа 2.8. Основанием для отказа в выдаче Открытого листа или ограничения объема полевых работ могут быть: а) Нецелесообразность проведения полевых работ на указанных в заявке памятниках с точки зрения общих задач археологических исследований или охраны археологического наследия. б) Слишком большой объем заявленных полевых работ, что может отрицательно отразиться на качестве исследования. в) Выдача Открытого листа на тот же памятник или регион другому исследователю. г) Недостаточный уровень профессиональной подготовки лица, на имя которого запрашивается Открытый лист. д) Применение исследователем, на имя которого запрашивается Открытый лист, несоответствующих современным требованиям методов ведения полевых изысканий, ведущих к утере части научной информации или к порче памятников. е) Превышение исследователем объемов работ, разрешенных предыдущим Открытым листом, проведение работ на памятниках или в районах, не предусмотренных Открытым листом и т.п. ж) Несоответствие современным требованиям научного отчета, представленного исследователем по предыдущему Открытому листу. з) Непредставление исследователем в срок научного отчета по предыдущему листу. и) Непредставление справки о передаче коллекций в соответствующее учреждение. к) Нарушение исследователем требований настоящего Положения. 2.9. Обо всех случаях отказа в выдаче Открытого листа или ограничения объема полевых работ Институт археологии РАН письменно информирует об этом учреждение, подавшее заявку, с указанием мотивов отказа или ограничения. 2.10. В целях координации производства археологических раскопок и разведок с Государственными органами охраны историко-культурного наследия, осуществляющими учетно-охранные функции, перед началом полевых изысканий Открытый лист в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Государственном органе охраны памятников того Субъекта Российской Федерации, на территории которого предстоит выполнить археологические работы. По завершении полевых изысканий исследователь обязан представить в учреждение, где был зарегистрирован Открытый лист, краткую информацию о всех обследованных памятниках и результатах раскопок. 2.11. Неиспользованный Открытый лист по истечении срока его действительности возвращается в Институт археологии РАН с сопроводительным письмом учреждения, запрашивавшим его, в котором указываются причины непроизводства запланированных раскопок и разведок.
3. ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ПОЛЕВЫЕ АХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Учреждение, организующее экспедиционные археологические исследования и запрашивающее Открытый лист на их производство, несет ответственность за качество выполнения полевых работ. 3.2. Учреждение, ведущее полевые исследования, несет ответственность за своевременность представления и качество отчетности о выполненных работах. 3.3. Научные отчеты о результатах полевых исследований визируются руководством учреждения (подписью и печатью), организовавшим их. 3.4. Учреждению, произведшему археологические раскопки и разведки, принадлежит исключительное право на использование научного отчета об их результатах, поскольку он является произведением, выполненным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (Закон РФ об авторском праве и смежных правах. 1995. Статья 14). 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, ПОЛУЧИВШЕГО ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ 4.1. Исследователь, получивший Открытый лист, обязан до начала полевых работ зарегистрировать этот документ в Государственном органе охраны памятников истории и культуры Субъекта РФ, на территории которого запланированы изыскания. 4.2. При проведении археологических раскопок и разведок исследователь обязан непосредственно руководить ими, не покидая мест их ведения в течение всего полевого сезона. Возможны лишь кратковременные отлучки по уважительным причинам. Передоверение руководства раскопками и разведками другому лицу воспрещается. Если работы одновременно ведутся экспедицией на нескольких объектах, исследователь обязан запросить дублирующие Открытые листы на исследователей, ведущих каждый объект. 4.3. По завершении полевых работ исследователь обязан представить краткую информацию о результатах изысканий в Государственный орган охраны памятников истории и культуры того Субъекта РФ, в котором производилась регистрация Открытого листа. 4.4. В процессе полевых работ исследователь обязан содействовать охране памятников археологии, принимать меры к пресечению самовольных раскопок других действий, влекущих за собой разрушение памятников, прибегая для этого к содействию государственных органов. 4.5. При выявлении в ходе археологических разведок ранее неизвестных памятников исследователь обязан для последующей постановки их на государственный учет письменно известить об этом Государственный орган охраны памятников истории и культуры Субъекта РФ, на территории которого находятся эти памятники. Копия этой информации помещается в научном отчете. 4.6. По завершении камеральной обработки вещевых материалов, полученных при раскопках и разведках, исследователь обязан передать их на постоянное хранение в государственный музей или иное государственное хранилище древностей, оформив это соответствующим документом. 4.7. Исследователь обязан представить в Институт археологии РАН научный отчет о результатах полевых изысканий прошедшего полевого сезона, составленный в соответствии с требованиями настоящего Положения, и его краткую аннотацию (около 1 страницы) для включения в информационную базу данных. 4.8. Автору научного отчета принадлежит авторское право на это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (Закон РФ об авторском праве и смежных правах. 1995. Статья 14). В этой связи исследователю принадлежит право: а) Публикации под своим именем отчета или его части, а также материалов, полученных при полевых изысканиях. б) Приглашать соавторов при опубликовании отчетных и вещевых материалов. в) Разрешать другим лицам опубликовать отчетные материалы или часть таковых, а также отдельные вещевые находки или группу их. 4.9. Исследователь имеет право дать рекомендацию на получение Открытого листа лицу, подготовленному им к самостоятельным полевым работам. Рекомендатель несет ответственность за качественное выполнение полевых изысканий в течение первых двух полевых сезонов. Если окажется, что лицо, впервые приступившее к самостоятельным полевым исследованием, ведет их на низком методическом уровне, то рекомендателю делается замечание, и он лишается на определенный срок права дачи рекомендаций. 4.10. Исследователь обязан представить информационную статью для ежегодника “Археологические открытия”.
5. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВЕДКИ
5.1. Разведки – научное обследование памятников археологии с целью обнаружения и первоначального полевого изучения новых, а также получения современных данных о ранее выявленных. 5.2. Всяким полевым исследованиям должно предшествовать ознакомление с литературными, архивными и музейными материалами, касающимися памятников и территорий, на которых предполагается проведение исследований. 5.3. В процессе разведки для каждого памятника (в том числе местонахождения) должны быть выполнены: а) Описание с полной характеристикой его географического положения, отношения к соседним водоемам и населенным пунктам, рельефа и топографических особенностей, формы, размеров, состояния поверхности (наличие на нем построек, деревьев, ям и других повреждений, осыпей и т.п.), площади распространения находок, а также мощности и содержании культурного слоя, если на памятнике имеются обнажения его или если в процессе разведок производилась шурфовка. В характеристике должны содержаться сведения об упоминании памятника в литературе и архивных материалах, о названии и понимании памятника местным населением, об его использовании и сохранности. б) Ситуационный план местности, который должен детально характеризовать место расположения памятника, давать возможность нанести его на топографическую карту; иметь конкретные, легко находимые на местности ориентиры, позволяющие в дальнейшем легко обнаружить памятник. в) Топографический план памятника (в масштабе не менее 1:1000 в зависимости от величины памятника), охватывающий территорию, необходимую для понимания геоморфологической ситуации, с рельефом, переданным горизонталями, отражающими все особенности памятника и местности. Также в обязательном порядке наносятся растительные зоны, строения, все повреждения поверхности, все раскопы, шурфы и зачистки, произведенные ранее и в отчетном сезоне. Целесообразным является нанесение границ обследованных памятников на землеустроительные планы. г) Фотографическая фиксация памятника, сделанная с таким расчетом, чтобы фотоснимки наиболее полно и точно передавали особенности рельефа и топографическую ситуацию. При фотографировании деталей памятника необходимо использование масштабной рейки. д) Сбор подъемного материала и составление описи с точной паспортизацией каждой находки. 5.4. Исследователь, производящий археологические разведки на основании Открытого листа формы № 2, имеет право для определения характера культурного слоя вновь открытого памятника или известного памятника, но не подвергавшегося раскопкам, производить на них небольшие земляные работы: зачистку обнажений, закладку разведочных шурфов. На памятниках, подвергавшимся раскопкам ранее, шурфовка в разведывательных целях без соответствующей аргументации запрещается. При производстве земляных работ в процессе разведки необходимо стремиться к минимальному нарушению культурного слоя, избегая вскрытия площадей и ограничиваясь зачисткой и фиксацией уже имеющихся обнажений: обрывов, осыпей, стенок ям, котлованов или других повреждений. Целесообразно использовать естественно-научные методы археологической разведки. 5.5. Закладка разведочных шурфов допускается на поселениях, городищах и на местах предполагаемых грунтовых могильников. Шурфовка курганов, жальников или других выраженных наружно могильных комплексов воспрещается. Категорически запрещается закладывать шурфы на жилищных впадинах, на древних погребениях и других подобных объектах, если они визуально прослеживаются на поверхности. 5.6. В случае заложения разведочных шурфов число их для одного памятника не должно превышать трех, а общая площадь – 20 кв.м. Необходимость закладки большого числа поисковых шурфов должна быть специально оговорена и научно аргументирована. Размеры шурфов определяются задачами исследования и характером памятника, во всех случаях они должны иметь площадь не менее 1 кв.м. 5.7. В случае обнаружения в разведывательных шурфах остатков жилищ, других древних строений и погребений нельзя нарушать их целостность, раскопки на этом месте следует прекратить и остатки постройки законсервировать, засыпав шурф землей. 5.8. Все разведочные шурфы и зачистки должны быть нанесены в масштабе на план исследуемого памятника и документированы фотографически и зафиксированы дневниковыми записями. Обязательно составление планов и стратиграфических профилей всех этих объектов (в масштабе не менее 1:20), независимо от наличия или отсутствия в них культурного слоя. 5.9. При исследовании наскальных изображений следует охватить всю территорию их распространения. Нельзя ограничиваться регистрацией и описанием некоторых наиболее эффектных фигур и композиций. Не разрешается при копировании, фото- и графической фиксации наскальных рисунков обводить их для лучшей видимости мелом или чем-нибудь подобным. 5.10. После окончания разведочных работ все шурфы должны быть засыпаны, что должно быть документировано фотографически. 5.11. Весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый памятник, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись. 5.12. Проведение разведки картографируется. При сплошной разведке на карте замкнутой линией фиксируется участок разведки и разными значками все обследованные и ранее выявленные памятники археологии. При маршрутной разведке на карте документируется фактический маршрут обследования и все памятники археологии на нем. Памятники на картах нумеруются, расшифровка номеров дается в легенде к карте. ПО МАТЕРИАЛАМ: http://pro-speleo.ru/publ/20-1-0-2 | |
Просмотров: 696 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |