Пятница, 03.01.2025, 06:34
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспоминания

Методика организация поисковой экспедиции

Методика организация поисковой экспедиции

 

Самый главный этап поисковой работы - это этап практической деятельности. Всё, что делается на этом этапе, составляет суть поиска. Он включает в себя встречи с очевидцами, местным населением, проведение разведки и раскопок, сбор материала, захоронение останков, поиск родственников. Поэтому надо наиболее тщательно подходить к подготовке экспедиции, прорабатывать все детали.

 

В работе с ребятами надо учитывать то, что подростки жаждут активной деятельности, возможности проявить себя в чрезвычайных ситуациях, да и просто хотят вырваться из города. Поэтому никакие другие самые интересные мероприятия не заменят путешествия с рюкзаком за плечами. Поисковая экспедиция - это, прежде всего походы, совместная деятельность, встречи и беседы с новыми и интересными людьми, масса эмоциональных переживаний, которые поджидают следопытов в пути. Но технике похода посвящено немало книг и пособий, и поэтому эту сторону мы почти не будем затрагивать, а обсудим лишь некоторые методические проблемы организации поисковых походов подростков.

 

В поисковой работе могут быть использованы все виды походов и экспедиций: походы выходного дня и многодневные, пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто-мото-походы и комбинированные. Конечно, надо, прежде всего стремиться, чтобы ребята прошли с рюкзаками по дорогам героических событий и на своих плечах почувствовали тяжесть ратного труда. Однако далеко не всегда удаётся сделать поисковый поход целиком пешим. А если цель поиска находится за многие сотни километров от родного дома. В этом случае поход комбинированный: часть пути поисковики едут любым попутным транспортом, часть идут. Оптимальный вариант, если школьный поисковый отряд имеет свой транспорт. Стремясь поставить перед походом конкретные поисковые цели, нельзя забывать о том, что поисковая работа должна сочетаться с другой разнообразной деятельностью. Это и общественно-полезная работа, и культурный отдых (игры, плавание, песни, концерты), ориентирование па местности, приобретение топографических и методологических знаний.

 

Как выбрать тему поиска? Очевидно, не нужно выдумывать тему, ждать, когда объявится что-то из ряда вой выходящее. Почти в каждом селе и городе есть печальные знаки войны - памятники и монументы, надгробия и плиты погибшим в войну героям. Вот отсюда можно и начать поиск.

 

Название улицы, мемориальная доска на доме, устная легенда, песня, краткое упоминание фамилии или подвига, совершённого в местных краях, скупые строки в военных мемуарах и исторических книгах - всё это может натолкнуть на интереснейшую тему поиска.

 

В то же время, поиск, как цель экспедиции, не должен быть искусственно надуманным, по заведомо известным местам и событиям. Человеку, руководящему этой работой надо обладать и тонким педагогическим чутьём и талантом исследователя, чтобы всё время на нужном уровне поддерживать интерес ребят к поиску, всё более и более зажигать их идеей поискового похода.

 

Тематика походов школьников может иметь самый разный характер:

 

- походы по боевым путям отдельных героев войны;
- походы по дорогам боевых действий отдельных частей и соединений;
- походы к местам захоронения воинов, восстановление их имён и подвигов;
- походы по местам наиболее значительных сражений;
- походы в места, где живут участники героических событий или их родственники;
- походы по городам-героям;
- походы по местам расположения и боевых действий партизан в годы ВОВ.

 

Руководитель похода, начальник группы, начальник штаба группы, летописцы заранее определяют поисковые цели и задачи, в зависимости от них строятся маршрут похода экспедиции и график движения: где можно идти не задерживаясь, а, где надо, побыть подольше. Готовя поиск, надо связаться с организациями, которые могут уяснить его цели и задачи: с краеведческими и другими музеями, архивами, советами и секциями ветеранов, адресными бюро. К примеру, надо знать, что в военкоматах имеются списки частей, которые вели бой на данной территории, списки погибших воинов.

 

Необходимо ознакомиться, начиная поиск, с имеющейся краеведческой, исторической и мемуарной литературой, со справочниками и путеводителями, туристскими картами района.

 

О ЦЕЛИ ЭКСПЕДИЦИИ

 

Перед непосредственной подготовкой экспедиции (похода), необходимо чётко определить её цель. Выбор её определяет маршрут экспедиции, остановочные пункты, продолжительность движения, отдельных поисков в ходе работы. Походы школьников, являясь целенаправленными, могут быть в тоже время разными по характеру этих целей:

 

1.Походы чисто поисковые. Они предполагают выбор маршрута, связанного с какой-то определённой поисковой целью, в т.ч. поход к тем местам, где предполагается проводить раскопки.
2. Походы познавательные. Чем больше отдаляются от нас события ВОВ, тем важнее становится задача познакомить подростков с местами важнейших исторических событий, с реликвиями исторических дел. Лучше одни раз увидеть, чем услышать - эта пословица словно неумолимо говорит о важности познавательных походов.
3. Наконец, в одном походе могут сочетаться и поисковые и познавательные цели. Имея перед собой конкретную поисковую цель, участники похода в процессе поиска посещают места, связанные с целыми героическими отрезками истории Родины (например, Северный или Южный фас Курской битвы, рубежи битвы под Москвой и т.д.).

 

У каждого похода должна быть определённая цель. Цель похода должна быть не просто поисковой и конкретной - она должна быть общественно значимой, полезной и нужной для отдельных людей, общества в целом. Ребята должны видеть эту полезность, "гореть" ею.

 

Но вот окончательно решён вопрос о времени и продолжительности экспедиции. Теперь надо очень чётко уяснить вопрос: что предполагается искать, на какие вопросы найти ответы.

 

Очень важно - знать задачи поиска. Иначе работа следопытов на маршруте сведётся к бездумному записыванию всего увиденного и услышанного по принципу "авось пригодится".

 

Эта сторона имеет два аспекта, очень важных для педагогов и организаторов. Первый - действенность, общественная значимость самого поиска. Второй - общественно полезная работа на маршруте, в пути следования.

 

Первый путь - брать задания у музеев и архивных отделов. После похода - тщательно перед ними отчитываться, передавать все важные находки, документы, оставляя в школьном музее копии.

 

Другая задача: восстанавливать имена безымянных героев, восстанавливать имена захороненных в безымянных могилах. Эта работа чаще всего не может ограничиваться только походом, она или начинается задолго до него, или сам поход даёт ей начало. Работа нелёгкая, исследовательская, требующая упорного, кропотливого труда. Она тоже может найти отражение в школьном музее.

 

Такой поиск требует особой методики. Он предполагает тесную связь с местной администрацией. Для похода такой поиск даёт лишь узкие, но очень важные цели: побывать у родных или сослуживцев погибших; в местах, где они захоронены; в музеях или архивах, где есть о них документы.

 

Другая цель походов связана с поисками участников Отечественной войны или их семей, не получивших наград за боевые подвиги, или вовсе не награждённых, но имеющих право на награду.

 

Большая и благородная цель поиска - увековечение памяти погибших, обозначение рубежей обороны, мест самых значительных боёв и сражений. Обычно эта задача не решается одним походом. Она - как далекая перспектива, к которой направлены действия следопытов в течение значительного отрезка времени. Сооружение памятника - венец большой поисковой работы. Однако далеко не всегда юным поисковикам, особенно одной школы, по силам соорудить большой монумент в исторических местах. Зато любая группа может установить по пути следования в походе мемориальные знаки, обелиски, доски. Такие знаки надо заранее заготовить. В одних случаях они посвящаются конкретным событиям, лицам, в других - ребята несут с собой в поход несложные по изготовлению металлические таблички одинакового содержания, с помощью которых обозначают рубежи обороны, боевой путь частей и т.д.

 

Наконец, отдельно следует сказать о такой очень важной форме общественно значимой работы в поиске, как организация слётов, сборов, встреч. Им предшествует большая предварительная работа: ещё в учебном году действуют группы переписки, комендантская группа и др.

 

Маршрут экспедиции утверждён. Теперь необходимо найти финансовые средства для неё. Поэтому при подготовке экспедиции организатору пригодится опыт в материальном обеспечении и умение составить обоснованную смету предполагаемых мероприятий. Подобную смету составляют две части: приходная и расходная.

 

1. Приходная часть:
а) взносы родителей;
б) дотация от органов образования, профсоюзов, предприятий, организаций, а   также учреждений, поручивших исследовательскую работу;
в) средства, заработанные самими ребятами.
2. Расходная часть:
а) транспорт (для похода, особенно если он комбинированный; для поездки к месту проведения полевых работ);
б) приобретение продуктов и (или) питание в столовой;
в) закупка снаряжения;
г) приобретение предметов общего пользования (фотоматериалы, альбомы и т.д.).

 

Отдельная статья расходов - это ночлег. Нужно учитывать возможность возникновения непредвиденных ситуаций, когда единственным местом для ночёвки остаётся гостиница в городе, пансионате и т.п.

 

Что касается расходов на ночлег (расходы на гостиницы, турбазы, о которых упоминают все туристические справочники), то опыт убеждает, что школьники в неблагоприятное время года могут переночевать в школах, сельских советах, в клубах. Как правило, местные власти, администрация школ всегда идут навстречу юным исследователям. И дело не только в экономии средств, ребята учатся находить помощь взрослых, учатся быть аккуратными и благодарными гостями. Но есть ещё один путь: отряд ставит палаточный лагерь - временный, на ночь, если цель похода не достигнута, либо на более длительный срок, начав вплотную заниматься разведкой, работами в поле, в лесу, встречаться с местными жителями

 

Когда всё это выяснено, необходимо составить подробный план похода. Он включает в себя подробный план, смету расходов, список участников с распределением обязанностей, перечень необходимого индивидуального и группового снаряжения, перечень продуктов питания. Схема маршрута составляется руководителем и штабом похода и наносится на карту. Оптимальное количество - участников похода - подростков - 15 человек.

 

Календарный план похода должен быть расписан по дням с перечислением способов передвижения от пункта к пункту, мест ночлега, переправ, поисковых и экскурсионных объектов, которые надо изучить и посетить. Особенно тщательно в плане должны быть обозначены сроки и пункты, откуда группа будет извещать школу (или досуговый центр) о ходе экспедиции (если она многодневная). Способов извещения только два: телеграфом или телефоном. Извещение по почте не годится, ибо оно будет поступать с опозданием, особенно из дальних сельских пунктов и может быть бесцельным в случаях серьёзных перемен в походе, ЧП и т.д. Для дальних экспедиций предусматривается и обратная связь: в строго установленные часы возможность из школы связаться с группой; телеграфная связь - когда группа, прибыв в заранее обговоренное почтовое отделение, интересуется нет ли для неё телеграмм, телефонограмм из школы (или досугового центра).

 

Точно рассчитать места дневок и ночлегов помогает график движения составленный одновременно с календарным планом. Всё это далеко не мелочи для обеспечения безопасности походов школьников, они требуют тщательной предварительной работы руководителей-педагогов над маршрутом и календарным планом, наведения соответствующих справок (например, о наличии почтовых отделений на пути следования и т.д.).

 

Кто ведёт поиск в походе? В принципе - все его участники. Однако в каждом отряде есть общественные должности, прежде всего связанные с поиском. Это - начальник штаба похода, летописец, фотокорреспонденты, художники. Едва отряд прибывает в намеченный пункт, где начинается поиск, как поисковые группы получают задание. Одни - посетить очевидцев или участников событий и записать их ответы на интересующие вопросы, другие - побывать с местах событий и сделать их описание, третьи - посетить местный музей или архив и т.д. Художники делают зарисовки, фотокоры фиксируют на плёнке встречи, героев поиска, места событий.

 

Не меньшее значение имеет и четкое планирование возможностей каждого в походе, распределение обязанностей. В поисковом отряде возможны такие обязанности:

 

- командир отряда:
- заместитель командира отряда:
- завхоз:
- санитар;
- секретарь;
- редактор;
- летописец;
- физорг;
- костровой;
- ремонтный мастер;
- фотокорреспондент;
- комендант.

 

В зависимости от количества участников похода обязанности можно разнообразить. Цель одна - каждый за что-то должен отвечать.

 

Категория: Воспоминания | Добавил: Kazancev (18.02.2014)
Просмотров: 1239 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0