Вторник, 01.07.2025, 09:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспоминания

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее Боевой славы 3 Ленинградской партизанской бригады

имени Героя Советского Союза Александра Викторовича Германа

 

 

III Общие требования к работе школьного музея

 

1. Настоящие требования определяют порядок комплектования, учё­та, хранения, научного описания и использования памятников матери­альной и духовной культуры.

2. Руководитель школьного музея несёт ответственность за целостность и полную сохранность всех находящихся в музеях экспонатов, за состоя­ние учёта, инвентаризации и хранения музейных ценностей.

3. О всех случаях хищения или порчи экспонатов руководитель школь­ного музея обязан:

- немедленно сообщить директору школы;

- принять срочные меры через следственные органы к розыску похищенных экспонатов.

4. Руководитель школьного музея обязан обеспечить:

а) правильный учёт всех фондов музея в соответствии с настоящей инструкцией;

б) хранение музейных коллекций в условиях, гарантирующих экс­понаты от порчи и хищения;

в) правильное оформление и ведение всех документов учетно-хранительного порядка;

5. В соответствии с должностными обязанностями руководитель школьного музея проводит следующую работу:

а) производит по соответствующим актам приём экспонатов на от­ветственное хранение;

б) ведет учёт и периодически проверяет наличие хранимых экспона­тов;                       

в) ведет работу по дальнейшему изучению материалов;

г) следит за состоянием музейного оборудования, витрин и музейных экспонатов;

д) проводит систематическое наблюдение за состоянием сохранности экспонатов в экспозиции.

6. Руководитель музея имеет право требовать от администрации создания соответствующих условий для правильного хранения экспонатов, гарантирующих их от порчи и хищения.

 

Состав музейного фонда

 

Фонды школьного музейного фонда состоят из предметов основно­го музейного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.

Основной музейный фонд составляют подлинные памятники истории, материальной и духовной культуры: предметы и документы, характеризующие историческое прошлое страны, мемориальные вещи.

В состав основного музейного фонда включается датированный ма­териал, получивший научное определение, с обязательным указанием места его происхождения (находки).

Предметы основного музейного фонда являются первоисточника­ми для изучения истории края, города и служат для создания экспози­ции, публикаций и т. д.

Основной музейный фонд комплектуется тематически по собрани­ям в соответствии с профилем и структурой музея.

При комплектовании собраний по истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг., определении и отборе материалов, относящихся к истории, экономике, культуре и быту, в состав основного фонда вклю­чается:

а) подлинные документальные и вещевые материалы по истории военных действий, памятники вооруженной борьбы, имеющие истори­ческое значение (оружие, обмундирование, снаряжение, погоны, на­шивки и знаки различия, приборы и отдельные детали оборудования, инструменты);

б) мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность ветеранов войны и труда, народных героев, творчество известных деятелей науки и культуры;

в) подлинные письменные и печатные документы (удостоверения, свидетельства, орденские, денежные книжки, справки, личные дела, по­служные списки, анкеты, наградные листы, партийно-комсомольские и служебные характеристики, грамоты, дипломы);

г) почтовые корреспонденции (письма "солдатские треугольники", почтовые конверты и открытки, письма родителей и героев войны, бла­годарственные письма от командования войсковых частей и т. п. );

д) печатные издания (газеты, журналы, листовки, плакаты, карты, бро­шюры, учебные пособия);

е) книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие изда­ния;

ж) фотографические материалы (оригинальные негативы с натуры и фотоотпечатки, отражающие факты, события и явления обществен­ной жизни, имеющие мемориальное значение, представляющие инте­рес как произведения искусства, или имеющие какие-либо другие при­мечательные особенности;

з) фотодокументы (фотопортреты, групповые фотоснимки, сюжет­ные фотоснимки, пейзажно-панорамные);

и) трофейные материалы периода Великой Отечественной Вой­ны 1941-45 гг. и войны в Афганистане;

к) нумизматические предметы (ордена, медали, нагрудные знаки, эмблемы, значки, памятные медали, монеты, денежные знаки, облига­ции госзаймов, различная геральдика);

л) реликвии и другие музейные материалы, в зависимости от рода войск, могут носить специфический характер. Они могут быть общего характера или принадлежать конкретному лицу;

м) памятники звукозаписи и кино-фото, относящиеся к важнейшим историческим событиям или к деятельности ветеранов труда и войны.

Основной музейный фонд мемориальных музеев, посвящённых ис­торическим событиям, комплектуется из подлинных предметов и доку­ментов, характеризующих как само событие, так и историческую об­становку, в которой данное событие происходило.

К основному музейному фонду могут быть отнесены модели и ма­кеты, дневники, отчеты поисковых экспедиций, созданные в процессе научного и художественного творчества и изобретательства, являющиеся оригинальными для последующего про­изводства или построения соответствующих объектов.

К научно- вспомогательному фонду относятся:

1. Материалы, изготовленные музеем для нужд экспозиции (диаг­раммы, схемы, карты, чертежи, макеты, муляжи и пр.);

2. Фотокопии и фотографии массового изготовления, по своему содержанию не имеющие значения памятников.

В тех случаях, когда научно-вспомогательные материалы приобре­тают характер памятников материальной и духовной культуры, подле­жащих постоянному хранению, (например, отдельные издания массо­вого выпуска могут стать библиографической редкостью или приобре­сти особое значение и т. д.) они подлежат переводу в состав основно­го музейного фонда, по решению школьного совета музея.

Количество единиц хранения в музее 3 ЛПБ:

- в разделе «Из истории 3 ЛПБ» в основном фонде – 1273 единицы хранения;

- в разделе «История поискового движения 360 школы» - 1191 единица хранения.

 

IV Первичная регистрация экспонатов в школьном музее

 

1. Все поступившие в школьный музей предметы музейного значе­ния после их активирования немедленно вносятся в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) или в книгу временных поступлений.

2. Порядковый номер книги поступлений (главной инвентарной кни­ги) обязательно проставляется на акте приёма.

3. Книга поступлений (главная инвентарная книга) должна быть про­нумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью директора школы.

4. Порядковые номера книги поступлений проставляются на самом предмете или на картонной этикетке с шифром, прикреплённой к пред­мету.

5. Предметы, принятые на временное хранение, получают порядко­вый номер книги временных поступлений, проставленный простым ка­рандашом.

 

Инвентаризация и обработка музейных фондов

 

1. Инвентаризация является основной формой учёта и охраны му­зейных фондов.

2. Инвентаризации подлежат все экспонаты основного фонда музея, поступившие в постоянное пользование.

3. Описание предмета в инвентарной книге должно составляться сотрудниками музея, не учениками. Текст описания предварительно за­носится на карточку.

4. Предмет, поступивший для инвентаризации изучается и вносится в инвентарную книгу за очередным порядковым номером. Шифр и номер наносятся на предмет, затем эти данные проставляются в графе-книге поступлении (главной инвентарной книге). Этим достигается вза­имосвязь между книгой первичного учёта и инвентарём.

5. Устанавливаются следующие правила заполнения граф инвен­тарной книги основного фонда музея:

- инвентарный номер -  этот номер при записи присваивается каж­дому предмету. Этот номер сохраняется за ним на всё время их нахождения в му­зее.

- предметы, состоящие из нескольких составных частей, заносятся в инвентарь за одним номером, но каждая отдельная часть нумеруется отдельной литерой.

Например, - ЧАШКА С БЛЮДЦЕМ №

Чашка 60-а, блюдце 60-6 и т. д.

- при инвентаризации альбомов необходимо указывать общее коли­чество листов с зарисовками или фотографиями, количество пустых и отсутствующих листов.

6. Наименование и описание предмета.

Наименование предмета следует начинать с предметного слова, на­пример, КОСТЮМ, Мужской, чёрного цвета, двубортный, принадлежал ветерану Великой Отечественной войны Кабакову ИВАНУ Васильевичу и т.д.        

Далее в нужных случаях указывается внешнее определение: мо­дель, макет, чучело, сухой препарат.

7. Описание документальных материалов надо начинать с названия данного документа, например:

- СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ ГРИГОРЬЕВОЙ НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ, ПРИЧИНА СМЕРТИ – 73 ГОДА УПАДОК СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОД.

Текст рукописный. Печать квадратная в левом верхнем углу, печать круглая в нижнем левом углу.

- газета фронтовая "ДОБРОВОЛЕЦ" от 1943 года.

Текст типографский с обеих сторон. На первой странице статья о ветеране Кабанове Иване Васильевиче.

8. Описание портретных фотографий (отпечатков и негативов).

Начинается со слов – фотография черно-белая или цветная; вслед за этим даётся описание типовых признаков портрета: голова, погрудной, поясной, в рост. Затем указывается фамилия, инициалы заснятого лица, по возможности с указанием года, к которому относится фото­графия.

Запись фотоотпечатков и негативов групповыми изображениями на­чинается с общего наименования группы, далее перечисляются засня­тые в группе лица.

9. Описание фотоотпечатков и негативов, изображающих различ­ные события, процессы, виды местности, предметы и т. п. Начинается со слов: фотография черно-белая (цвет­ная), далее следует наименование сюжета. При записи фотоотпечат­ков и негативов указывается так же, по возможности, время и место фотосъёмки, фамилия лица, проводившего фотосъёмку.

 

Сохранность

 

1. При отсутствии дефектов обязательно отмечается пол­ная сохранность предмета. Все конкретные дефекты предмета пере­числяются с указанием места и размера повреждения. Данные о со­хранности датируются и подписываются лицом, производящим запись. Сведения о последующих изменениях предмета вносятся при проверке музейных предметов и подписываются лицом, проверяющим музейные фонды и их сохранность. Стоимость – графа заполняется в том случае, если предмет был куплен.

 2. Для инвентаризации музейных предметов устанавливаются опре­деленные формы инвентарных книг. Инвентарные книги до их заполнения должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью директора школы.

3. Старые инвентарные книги не уничтожаются. Замена старых инвентарных книг новыми производится только в исключительных слу­чаях и с разрешения директора школы, по получении разрешения на замену книг составляется акт, который утверждается директором шко­лы.

4. При введении в музее новых инвентарных книг в них переносятся все предметы из старых инвентарных книг. В новых книгах должна быть сделана ссылка на шифр и номер инвентаря старой, упразднен­ной книги, точно так же как и в старой книге должны быть проставлены шифр и номер нового инвентаря против каждого предмета.

При составлении новых инвентарных книг категорически запреща­ется уничтожение или нарушение целостности старых инвентарных книг, которые должны тщательно храниться на тех же условиях, что и дей­ствующие учётные документы.

При небольшом количестве отметок об исключении экспонатов в старых инвентарных книгах, в новых инвентарных книгах следует повто­рить полностью старые записи, чтобы не менять на экспонатах старых инвентарных номеров.

Акт на погашение старых учётных книг составляется в трёх экземп­лярах и один сдаётся директору на хранение.

5. На номера ненайденных экспонатов должен быть составлен специ­альный список пропавших предметов с указанием обстоятельств про­пажи и лиц, на ответственном хранении которых они находились, со ссылкой на объяснительные документы, подтверждающие эти сведе­ния.

6. Списание предметов, утративших музейное значение или уте­рянных, производится с разрешения директора школы.

7. При исключении экспоната из инвентаря музея в графе "Приме­чание" инвентарной книги, делается об этом специальная отметка и подписывается руко­водителем школьного музея и директором школы.

8. Категорически запрещается использование инвентарных номе­ров, освободившихся после исключения выбывших экспонатов для запи­си других экспонатов.

9 В случае необходимости внесения в инвентарную книгу исправ­лений допускается зачёркивание записей красными чернилами, но так, чтобы было ясно видно, что именно зачёркнуто. Об исправлениях дела­ется соответствующая оговорка на той же странице книги, описи, кото­рая заверяется подписью руководителя школьного музея, ответствен­ного за учёт музейных ценностей и скрепляется печатью школы.

Порядок учёта и хранения учётных документов

 

1. Все акты, инвентарные книги постоянных и временных поступле­ний, книги учёта научно-вспомогательных материалов, коллекционные описи и прочие учётно-документальные материалы хранятся у руководителя школьного музея.

2. Производить в инвентарных книгах и актах помарки, подчистки и не оговоренные исправления запрещается.

3. Все документы по учёту музейных фондов регистрируются в жур­нале фондовых книг.

 

Хранение музейных фондов

 

1. Основным условием, обеспечивающим правильное хранение му­зейных фондов, является хорошее состояние здания школы в целом, а так же его отопительной и вентиляционной систем.

2. Не рекомендуется использование (частично или полностью) по­мещения музея не по прямому их назначению.

3. В музейном помещении допустимо только электрическое осве­щение.

4. За сохранность музейных фондов несут персональную ответственность директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, директор школьного музея.

 

V На базе школьного музея работает детское объединение «Поиск», состоящее из двух отрядов: «Радуга» и «Вожатенок», которые систематически занимаются военно-патриотическим воспитанием, участвуют в походах, поисковых экспедициях, исследовательской работой.

http://360spb.edusite.ru/p94aa1.html

 

 

 

 

В школах появятся мини-музеи победы 

В школах, гимназиях и лицеях по всей Москве обустроят мини-музеи боевой славы, часть из них откроются к 9 Мая. Об этом рассказал «Известиям» глава департамента образования столицы Исаак Калина. Эксперты предлагают прививать детям патриотизм с помощью интерактивных экспонатов и военных игр.

Директор Центра образования № 293 Александр Глозман полагает, что уголки патриотизма должны рассказывать личные истории отдельных семей и участников войны.

— В музеях может быть что угодно, главное, чтобы это была живая история, а не раз и навсегда составленная экспозиция, экспонаты должны периодически обновляться, причем самими учениками, чтобы это все было проникнуто личностным отношением, — считает руководитель школы. — Дети в первую очередь должны знать историю своей семьи и ее роль в Великой Отечественной.

Директор Центра образования рассказал, что у них есть Музей истории школы, в котором значительная часть экспозиции посвящена боевому пути 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, которая формировалась в стенах школы в 1942 году.

— После войны ветераны этой дивизии пришли к нам в школу с инициативой создать музей, — рассказывает Глозман. — А в период с 1960-х по 1985 год наши ученики ежегодно выходили в походы и прошли все участки боевого пути этой дивизии, они встречались с местным населением, ветеранами, посещали захоронения бойцов.      

Эксперт считает, что для появления мини-музеев не требуется помощи со стороны, достаточно инициативы учителей, учеников и общественных организаций школы, для того чтобы обратиться в архивы и музеи, к родственникам участников ВОВ. 

 

 

 


 

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif

Категория: Воспоминания | Добавил: Kazancev (18.02.2014)
Просмотров: 1840 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0