Воспоминания [364] |
Стихи [18] |
Книги [18] |
Главная » Статьи » Воспоминания |
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном музее Боевой славы 3 Ленинградской партизанской бригады имени Героя Советского Союза Александра Викторовича Германа
III Общие требования к работе школьного музея
1. Настоящие требования определяют порядок комплектования, учёта, хранения, научного описания и использования памятников материальной и духовной культуры. 2. Руководитель школьного музея несёт ответственность за целостность и полную сохранность всех находящихся в музеях экспонатов, за состояние учёта, инвентаризации и хранения музейных ценностей. 3. О всех случаях хищения или порчи экспонатов руководитель школьного музея обязан: - немедленно сообщить директору школы; - принять срочные меры через следственные органы к розыску похищенных экспонатов. 4. Руководитель школьного музея обязан обеспечить: а) правильный учёт всех фондов музея в соответствии с настоящей инструкцией; б) хранение музейных коллекций в условиях, гарантирующих экспонаты от порчи и хищения; в) правильное оформление и ведение всех документов учетно-хранительного порядка; 5. В соответствии с должностными обязанностями руководитель школьного музея проводит следующую работу: а) производит по соответствующим актам приём экспонатов на ответственное хранение; б) ведет учёт и периодически проверяет наличие хранимых экспонатов; в) ведет работу по дальнейшему изучению материалов; г) следит за состоянием музейного оборудования, витрин и музейных экспонатов; д) проводит систематическое наблюдение за состоянием сохранности экспонатов в экспозиции. 6. Руководитель музея имеет право требовать от администрации создания соответствующих условий для правильного хранения экспонатов, гарантирующих их от порчи и хищения.
Состав музейного фонда
Фонды школьного музейного фонда состоят из предметов основного музейного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов. Основной музейный фонд составляют подлинные памятники истории, материальной и духовной культуры: предметы и документы, характеризующие историческое прошлое страны, мемориальные вещи. В состав основного музейного фонда включается датированный материал, получивший научное определение, с обязательным указанием места его происхождения (находки). Предметы основного музейного фонда являются первоисточниками для изучения истории края, города и служат для создания экспозиции, публикаций и т. д. Основной музейный фонд комплектуется тематически по собраниям в соответствии с профилем и структурой музея. При комплектовании собраний по истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг., определении и отборе материалов, относящихся к истории, экономике, культуре и быту, в состав основного фонда включается: а) подлинные документальные и вещевые материалы по истории военных действий, памятники вооруженной борьбы, имеющие историческое значение (оружие, обмундирование, снаряжение, погоны, нашивки и знаки различия, приборы и отдельные детали оборудования, инструменты); б) мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность ветеранов войны и труда, народных героев, творчество известных деятелей науки и культуры; в) подлинные письменные и печатные документы (удостоверения, свидетельства, орденские, денежные книжки, справки, личные дела, послужные списки, анкеты, наградные листы, партийно-комсомольские и служебные характеристики, грамоты, дипломы); г) почтовые корреспонденции (письма "солдатские треугольники", почтовые конверты и открытки, письма родителей и героев войны, благодарственные письма от командования войсковых частей и т. п. ); д) печатные издания (газеты, журналы, листовки, плакаты, карты, брошюры, учебные пособия); е) книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие издания; ж) фотографические материалы (оригинальные негативы с натуры и фотоотпечатки, отражающие факты, события и явления общественной жизни, имеющие мемориальное значение, представляющие интерес как произведения искусства, или имеющие какие-либо другие примечательные особенности; з) фотодокументы (фотопортреты, групповые фотоснимки, сюжетные фотоснимки, пейзажно-панорамные); и) трофейные материалы периода Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. и войны в Афганистане; к) нумизматические предметы (ордена, медали, нагрудные знаки, эмблемы, значки, памятные медали, монеты, денежные знаки, облигации госзаймов, различная геральдика); л) реликвии и другие музейные материалы, в зависимости от рода войск, могут носить специфический характер. Они могут быть общего характера или принадлежать конкретному лицу; м) памятники звукозаписи и кино-фото, относящиеся к важнейшим историческим событиям или к деятельности ветеранов труда и войны. Основной музейный фонд мемориальных музеев, посвящённых историческим событиям, комплектуется из подлинных предметов и документов, характеризующих как само событие, так и историческую обстановку, в которой данное событие происходило. К основному музейному фонду могут быть отнесены модели и макеты, дневники, отчеты поисковых экспедиций, созданные в процессе научного и художественного творчества и изобретательства, являющиеся оригинальными для последующего производства или построения соответствующих объектов. К научно- вспомогательному фонду относятся: 1. Материалы, изготовленные музеем для нужд экспозиции (диаграммы, схемы, карты, чертежи, макеты, муляжи и пр.); 2. Фотокопии и фотографии массового изготовления, по своему содержанию не имеющие значения памятников. В тех случаях, когда научно-вспомогательные материалы приобретают характер памятников материальной и духовной культуры, подлежащих постоянному хранению, (например, отдельные издания массового выпуска могут стать библиографической редкостью или приобрести особое значение и т. д.) они подлежат переводу в состав основного музейного фонда, по решению школьного совета музея. Количество единиц хранения в музее 3 ЛПБ: - в разделе «Из истории 3 ЛПБ» в основном фонде – 1273 единицы хранения; - в разделе «История поискового движения 360 школы» - 1191 единица хранения.
IV Первичная регистрация экспонатов в школьном музее
1. Все поступившие в школьный музей предметы музейного значения после их активирования немедленно вносятся в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) или в книгу временных поступлений. 2. Порядковый номер книги поступлений (главной инвентарной книги) обязательно проставляется на акте приёма. 3. Книга поступлений (главная инвентарная книга) должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью директора школы. 4. Порядковые номера книги поступлений проставляются на самом предмете или на картонной этикетке с шифром, прикреплённой к предмету. 5. Предметы, принятые на временное хранение, получают порядковый номер книги временных поступлений, проставленный простым карандашом.
Инвентаризация и обработка музейных фондов
1. Инвентаризация является основной формой учёта и охраны музейных фондов. 2. Инвентаризации подлежат все экспонаты основного фонда музея, поступившие в постоянное пользование. 3. Описание предмета в инвентарной книге должно составляться сотрудниками музея, не учениками. Текст описания предварительно заносится на карточку. 4. Предмет, поступивший для инвентаризации изучается и вносится в инвентарную книгу за очередным порядковым номером. Шифр и номер наносятся на предмет, затем эти данные проставляются в графе-книге поступлении (главной инвентарной книге). Этим достигается взаимосвязь между книгой первичного учёта и инвентарём. 5. Устанавливаются следующие правила заполнения граф инвентарной книги основного фонда музея: - инвентарный номер - этот номер при записи присваивается каждому предмету. Этот номер сохраняется за ним на всё время их нахождения в музее. - предметы, состоящие из нескольких составных частей, заносятся в инвентарь за одним номером, но каждая отдельная часть нумеруется отдельной литерой. Например, - ЧАШКА С БЛЮДЦЕМ № Чашка 60-а, блюдце 60-6 и т. д. - при инвентаризации альбомов необходимо указывать общее количество листов с зарисовками или фотографиями, количество пустых и отсутствующих листов. 6. Наименование и описание предмета. Наименование предмета следует начинать с предметного слова, например, КОСТЮМ, Мужской, чёрного цвета, двубортный, принадлежал ветерану Великой Отечественной войны Кабакову ИВАНУ Васильевичу и т.д. Далее в нужных случаях указывается внешнее определение: модель, макет, чучело, сухой препарат. 7. Описание документальных материалов надо начинать с названия данного документа, например: - СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ ГРИГОРЬЕВОЙ НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ, ПРИЧИНА СМЕРТИ – 73 ГОДА УПАДОК СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОД. Текст рукописный. Печать квадратная в левом верхнем углу, печать круглая в нижнем левом углу. - газета фронтовая "ДОБРОВОЛЕЦ" от 1943 года. Текст типографский с обеих сторон. На первой странице статья о ветеране Кабанове Иване Васильевиче. 8. Описание портретных фотографий (отпечатков и негативов). Начинается со слов – фотография черно-белая или цветная; вслед за этим даётся описание типовых признаков портрета: голова, погрудной, поясной, в рост. Затем указывается фамилия, инициалы заснятого лица, по возможности с указанием года, к которому относится фотография. Запись фотоотпечатков и негативов групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, далее перечисляются заснятые в группе лица. 9. Описание фотоотпечатков и негативов, изображающих различные события, процессы, виды местности, предметы и т. п. Начинается со слов: фотография черно-белая (цветная), далее следует наименование сюжета. При записи фотоотпечатков и негативов указывается так же, по возможности, время и место фотосъёмки, фамилия лица, проводившего фотосъёмку.
Сохранность
1. При отсутствии дефектов обязательно отмечается полная сохранность предмета. Все конкретные дефекты предмета перечисляются с указанием места и размера повреждения. Данные о сохранности датируются и подписываются лицом, производящим запись. Сведения о последующих изменениях предмета вносятся при проверке музейных предметов и подписываются лицом, проверяющим музейные фонды и их сохранность. Стоимость – графа заполняется в том случае, если предмет был куплен. 2. Для инвентаризации музейных предметов устанавливаются определенные формы инвентарных книг. Инвентарные книги до их заполнения должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью директора школы. 3. Старые инвентарные книги не уничтожаются. Замена старых инвентарных книг новыми производится только в исключительных случаях и с разрешения директора школы, по получении разрешения на замену книг составляется акт, который утверждается директором школы. 4. При введении в музее новых инвентарных книг в них переносятся все предметы из старых инвентарных книг. В новых книгах должна быть сделана ссылка на шифр и номер инвентаря старой, упраздненной книги, точно так же как и в старой книге должны быть проставлены шифр и номер нового инвентаря против каждого предмета. При составлении новых инвентарных книг категорически запрещается уничтожение или нарушение целостности старых инвентарных книг, которые должны тщательно храниться на тех же условиях, что и действующие учётные документы. При небольшом количестве отметок об исключении экспонатов в старых инвентарных книгах, в новых инвентарных книгах следует повторить полностью старые записи, чтобы не менять на экспонатах старых инвентарных номеров. Акт на погашение старых учётных книг составляется в трёх экземплярах и один сдаётся директору на хранение. 5. На номера ненайденных экспонатов должен быть составлен специальный список пропавших предметов с указанием обстоятельств пропажи и лиц, на ответственном хранении которых они находились, со ссылкой на объяснительные документы, подтверждающие эти сведения. 6. Списание предметов, утративших музейное значение или утерянных, производится с разрешения директора школы. 7. При исключении экспоната из инвентаря музея в графе "Примечание" инвентарной книги, делается об этом специальная отметка и подписывается руководителем школьного музея и директором школы. 8. Категорически запрещается использование инвентарных номеров, освободившихся после исключения выбывших экспонатов для записи других экспонатов. 9 В случае необходимости внесения в инвентарную книгу исправлений допускается зачёркивание записей красными чернилами, но так, чтобы было ясно видно, что именно зачёркнуто. Об исправлениях делается соответствующая оговорка на той же странице книги, описи, которая заверяется подписью руководителя школьного музея, ответственного за учёт музейных ценностей и скрепляется печатью школы. Порядок учёта и хранения учётных документов
1. Все акты, инвентарные книги постоянных и временных поступлений, книги учёта научно-вспомогательных материалов, коллекционные описи и прочие учётно-документальные материалы хранятся у руководителя школьного музея. 2. Производить в инвентарных книгах и актах помарки, подчистки и не оговоренные исправления запрещается. 3. Все документы по учёту музейных фондов регистрируются в журнале фондовых книг.
Хранение музейных фондов
1. Основным условием, обеспечивающим правильное хранение музейных фондов, является хорошее состояние здания школы в целом, а так же его отопительной и вентиляционной систем. 2. Не рекомендуется использование (частично или полностью) помещения музея не по прямому их назначению. 3. В музейном помещении допустимо только электрическое освещение. 4. За сохранность музейных фондов несут персональную ответственность директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, директор школьного музея.
V На базе школьного музея работает детское объединение «Поиск», состоящее из двух отрядов: «Радуга» и «Вожатенок», которые систематически занимаются военно-патриотическим воспитанием, участвуют в походах, поисковых экспедициях, исследовательской работой. http://360spb.edusite.ru/p94aa1.html
В школах появятся мини-музеи победы → В школах, гимназиях и лицеях по всей Москве обустроят мини-музеи боевой славы, часть из них откроются к 9 Мая. Об этом рассказал «Известиям» глава департамента образования столицы Исаак Калина. Эксперты предлагают прививать детям патриотизм с помощью интерактивных экспонатов и военных игр. Директор Центра образования № 293 Александр Глозман полагает, что уголки патриотизма должны рассказывать личные истории отдельных семей и участников войны. — В музеях может быть что угодно, главное, чтобы это была живая история, а не раз и навсегда составленная экспозиция, экспонаты должны периодически обновляться, причем самими учениками, чтобы это все было проникнуто личностным отношением, — считает руководитель школы. — Дети в первую очередь должны знать историю своей семьи и ее роль в Великой Отечественной. Директор Центра образования рассказал, что у них есть Музей истории школы, в котором значительная часть экспозиции посвящена боевому пути 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, которая формировалась в стенах школы в 1942 году. — После войны ветераны этой дивизии пришли к нам в школу с инициативой создать музей, — рассказывает Глозман. — А в период с 1960-х по 1985 год наши ученики ежегодно выходили в походы и прошли все участки боевого пути этой дивизии, они встречались с местным населением, ветеранами, посещали захоронения бойцов. Эксперт считает, что для появления мини-музеев не требуется помощи со стороны, достаточно инициативы учителей, учеников и общественных организаций школы, для того чтобы обратиться в архивы и музеи, к родственникам участников ВОВ.
| |||
Просмотров: 1840 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |