Воспоминания [364] |
Стихи [18] |
Книги [18] |
Главная » Статьи » Воспоминания |
Подводя некоторые итоги своей "поисковой" деятельности, я хотел бы остановиться на системных ошибках или упущениях, которые, как мне кажется, имеют место быть в современном поисковом движении. Правда, следует заметить, отчего-то поисковики не пытаются вынести на обсуждение эти "болячки"... 1. Какие цели преследуют поисковые работы? В настоящее время как-то неожиданно резко увеличилось число поисковых отрядов. С одной стороны, это можно приветствовать, поскольку ребятня занята полезным дело. Однако, возникает вопрос:- Какая конечная цель поиска? Если основываться на действующем законодательстве, целью поиска являются непогребенные останки бойцов и выявление неизвестных воинских захоронений. Собственно, этим и занимаются поисковые отряды. Между тем, если обратиться к ст. 8 Федерального закона и вдуматься, можно заметить следующее: Статья 8. Организация поисковой работы
Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Вот с УСТАНОВЛЕНИЕМ ИМЕН ПОГИБШИХ и возникает проблема. Фактически, работа проводится по упрощенной схеме: полевой поиск с целью выявления непогребенных останков. Затем, эксгумация (подъем) этих останков. Затем, торжественная церемония захоронения останков в новой братской могиле. И как заключение, установка памятной плиты НЕИЗВЕСТНЫМ СОЛДАТАМ. То есть, по сути получается, что останки безвестно погибших бойцов попросту переносятся в новое место и обезличиваются, делаются безымянными. Как сообщают СМИ, за "Вахту Памяти-2016" только весной было обнаружено и поднято 4 749 останков бойцов. Установить имена удалось только в отношении 159 бойцов. Опять же, каким образом установлены Имена? По медальонам? По именным бытовым предметам? Это довольно условно, поскольку предмет мог взять другой солдат, как и медальон. Целью поисковой работы должно быть УСТАНОВЛЕНИЕ ИМЕНИ. Безусловно, назвать имена каждого бойца- невозможно. Бывало так, что пополнение (маршевая рота) из одной В/ч убыла, в пути следования попала под бомбежку и списки погибших составлять было некому или некогда. А прибыв к новому месту службы, соответственно погибшие по учетам НЕ прошли.Могло быть и так, что от солдата оставались только ботинки и идентифицировать его было невозможно. Война есть война. И во время окружения в штабах уничтожали документы. В этой связи, представляется целесообразным сформировать на основе Именных списков безвозвратных потерь дивизий или полков, отдельных частей НОВЫЕ СПИСКИ по первичным местам захоронений. В рамках этой работы можно также провести проверку и по пропавшим без вести бойцам, поскольку, вероятнее всего, что они безвестно погибли. Таким образом, новые Списки позволят очертить район боевых действий, что в свою очередь позволит УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ о ВОИНСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ, как это предусмотрено ст. 1 федерального закона. Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества Увековечению подлежит память: погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств; умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей; погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества А главное, позволит провести СВЕРКУ именных списков погибших (составленных на основе архивных документов) с именами бойцов, увековеченных на современных воинских захоронениях. В результате сверки можно не только уточнить имеющиеся сведения, но и дополнить именные памятные доски новыми именами бойцов. Как результат, поисковая работа будет в полном объеме соответствовать положениям федерального закона. В случае, если поисковыми отрядами позже будут подняты останки бойцов, чьи имена уже увековечены на современном воинском захоронении, можно будет подзахоронить их в братское захоронение. Таким образом, конечной целью нашей деятельности станет именно УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ИМЕНИ погибших при защите Отечества, а не упрощенная процедура переноса останков бойцов с одного места в новое, как это происходит сегодня. Иногда в интернете видишь фотографии "подъема" останков солдат из воинских захоронений. Как правило, точное место подъема не указывается. Вспомним положения закона. Статья 8. Организация поисковой работы
Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Предположим, поисковый отряд выявил НЕИЗВЕСТНОЕ ВОИНСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ. И что же он должен предпринять? Начать процедуру эксгумации останков? Нет! Обратимся к закону: Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.
Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления. Статья 7. Восстановление воинских захоронений
Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления. Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить. Следовательно, исходя из положений федерального закона, в случае выявления НЕИЗВЕСТНОГО воинского захоронения поисковый отряд должен проинформировать об этом органы местного самоуправления. В свою очередь, эти самые органы местного самоуправления должны принять Постановление или Решение, издать Распоряжение, в котором будет прописано- что же делать с выявленным воинским захоронением. Благоустроить и взять на учет или перенести прах в ближайший воинский мемориал. Определить смету на все виды работ по эксгумации, транспортировке, церемонии перезахоронения и благоустройству и выделить из бюджета соответствующие средства. Это так, как ДОЛЖНО БЫТЬ. А на практике никто эти самые органы самоуправления НЕ информирует о выявленном захоронении, просто поднимают останки и перезахороняют тогда и так, как это выгодно поисковому отряду. Тем самым, лишая других поисковиков возможности установить и увековечить имена. Почему? Да потому что точных сведений о месте расположения выявленного воинского захоронения в открытом доступе нет, а отчеты поискового отряда также в открытый доступ НЕ поступают. Вот и получается, что была возможность по архивным документам военного времени, пусть приблизительно, но попытаться установить имена, а в результате даже этой возможности всех прочих исследователей лишили. И в чем тут цель поиска? В обезличивании бойцов? Война Не окончена, пока не похоронен последний солдат! Похоронен НЕИЗВЕСТНЫМ? Правильно будет, если мы перефразируем высказывание: Война не окончена, пока не УВЕКОВЕЧЕНО ИМЯ последнего солдата! Вот и возникает проблема, как же быть с такими воинскими захоронениями? Для решения этой проблемы нужна решимость осуществить ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ в более доступное и людное место. То есть, осуществить УКРУПНЕНИЕ имеющихся современных воинских захоронений, что опять же, повлечет решение местных властей о выделении денежных средств, о выделении земельного участка и выделении средств на последующее содержание и благоустройство. На сегодня этот вопрос еще можно решать "постепенно", по мере возникновения проблемы, но с каждым годом ситуация может усугубляться и об этом мы должны помнить. Вот, собственно, об этих двух проблемных системных ошибках я и хотел рассказать. Привлечь, так сказать, внимание к ним...
| |
Просмотров: 1541 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |